Союз производителей и потребителей экологически чистых изделий из пенополиуретана

Законодательство Российской Федерации

Распоряжение Правительства РФ от 15.12.2016 г. № 2693-р об утверждении количества конкретных озоноразрушающих веществ (ОРВ) в допустимом объеме потребления ОРВ в РФ на 2017 год и о допустимом объеме производства ОРВ в РФ на 2017 г.

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона № 226-ФЗ от 23 июля 2013 г.)

Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами

Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В этот пункт Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 226-ФЗ с 1 января 2014 г. вносится следующее изменение: после слов «лечебно-профилактических учреждений,» вносятся слова: «веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства)».

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ)

Статья 16, п. 8:

Запрещаются проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды.

В этот пункт Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 226-ФЗ с 1 января 2014 г. внесено следующее изменение: слово «Земли» заменяется словом «атмосферы».

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 226-ФЗ)

Статья 1. Основные понятия

Компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Статья 4. Объекты охраны окружающей среды, п. 1

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Статья 54. Охрана озонового слоя атмосферы

Охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательством Российской Федерации.

В Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 226-ФЗ с 1 января 2014 г. внесены следующие изменения:

1) Статья 1 дополняется абзацами следующего содержания:

  • вещества, разрушающие озоновый слой (далее – озоноразрушающие вещества), – химические вещества и их смеси, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области охраны озонового слоя атмосферы;
  • обращение озоноразрушающих веществ – производство, использование, транспортировка, хранение, рекуперация, восстановление, рециркуляция (рециклирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ;
  • рекуперация озоноразрушающих веществ – извлечение, сбор и хранение озоноразрушающих веществ, содержащихся в машинах и оборудовании, их составных частях, контейнерах, в ходе их технического обслуживания или перед выводом их из эксплуатации;
  • восстановление озоноразрушающих веществ – обработка рекуперированных озоноразрушающих веществ путем фильтрации, сушки, дистилляции, химической обработки в целях восстановления потребительских свойств озоноразрушающих веществ;
  • рециркуляция (рециклирование) озоноразрушающих веществ – повторное использование рекуперированных озоноразрушающих веществ после их восстановления;
  • уничтожение озоноразрушающих веществ – процесс разрушения озоноразрушающих веществ, приводящий к их разложению или превращению в вещества, не являющиеся озоноразрушающими веществами;
  • потребление озоноразрушающих веществ в Российской Федерации – количество произведенных в Российской Федерации озоноразрушающих веществ и ввезенных в Российскую Федерацию озоноразрушающих веществ, за исключением количества озоноразрушающих веществ, которые:

    • вывезены из Российской Федерации;
    • произведены в Российской Федерации и подлежат уничтожению с применением технологий, утвержденных в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации;
    • произведены в Российской Федерации и используются исключительно как сырье для производства других химических веществ;
    • произведены в Российской Федерации или ввезены в Российскую Федерацию для обеспечения основных видов применения, определенных в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

2) В статье 5:

  1. а) вносится новый, тридцать пятый абзац следующего содержания: государственное регулирование обращения озоноразрушающих веществ;
  2. б) абзац тридцать пятый считается абзацем тридцать шестым.

3) Глава IV дополняется Статьей 18.1 следующего содержания:

Статья 18.1. Экономическое стимулирование прекращения производства и использования озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции

Экономическое стимулирование прекращения производства и использования озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4) Пункт 2 Статьи 51 дополняется абзацем следующего содержания:

Захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.

5) Статья 54 излагается в следующей редакции:

Статья 54. Охрана озонового слоя атмосферы

  1. В целях охраны озонового слоя атмосферы от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются перечень озоноразрушающих веществ, обращение которых в Российской Федерации подлежит государственному регулированию, допустимый объем производства и потребления таких веществ в Российской Федерации, требования к обращению озоноразрушающих веществ, вводятся запреты на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в Российской Федерации.
  2. Перечень озоноразрушающих веществ, обращение которых подлежит государственному регулированию, допустимый объем производства и потребления таких веществ в Российской Федерации, требования к обращению озоноразрушающих веществ, сроки введения запретов на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство конкретных озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  3. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны соблюдать требования к охране озонового слоя атмосферы.

6) пункт 2 Статьи 65 дополняется абзацем следующего содержания: государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ;

7) глава XI дополняется статьей 69.1 следующего содержания:

Статья 69.1. Государственный учет обращения озоноразрушающих веществ

  1. Государственный учет обращения озоноразрушающих веществ осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях установления Правительством Российской Федерации допустимого объема производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации, исходя из обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
  2. Государственный учет обращения озоноразрушающих веществ осуществляется на основе данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации в части, касающейся ввезенного в Российскую Федерацию и вывезенного из Российской Федерации количества озоноразрушающих веществ, и отчетности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, использование, транспортировку, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию (рециркулирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ на территории Российской Федерации.
  3. Порядок государственного учета обращения озоноразрушающих веществ, в том числе форма отчетности и сроки ее представления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими указанную в пункте 2 настоящей Статьи деятельность, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. № 304-ФЗ «О ратификации Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран»

Ратифицировано Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран, подписанное в городе Москве 9 июня 2009 г.

Соглашение правительств государств – членов Евразийского экономического сообщества устанавливает порядок введения и применения на единой таможенной территории в отношении третьих стран единых мер нетарифного регулирования, мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, а также особых видов запретов и ограничений внешней торговли. Товары, в отношении которых применяются меры регулирования, включаются в единый перечень товаров.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральным законом от 23.07.2013 № 226-ФЗ определены меры охраны озонового слоя атмосферы. Предусматривается, что перечень озоноразрушающих веществ, обращение которых в Российской Федерации подлежит государственному регулированию, допустимый объем производства и потребления этих веществ, требования к обращению озоноразрушающих веществ, сроки введения запретов на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство конкретных озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Запрещается захоронение продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ.

Все вышеуказанные изменения были внесены в ряд законодательных актов Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»

Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития

Пункт 4. Участие в решении глобальных экологических проблем

В целях развития международного сотрудничества по сохранению, защите и восстановлению экосистемы Земли предусматриваются следующие основные направления деятельности:

  • сохранение биоразнообразия;
  • охрана озонового слоя;
  • предотвращение антропогенного изменения климата;
  • охрана лесов и лесовосстановление;
  • развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий;
  • обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия;
  • решение межгосударственных экологических проблем (трансграничное загрязнение, проблемы Балтийского, Каспийского, Черного и Аральского морей, Арктического региона);
  • восстановление экосистемы и видового состава гидробионтов Азовского моря;
  • решение проблем Мирового океана.

Для регулирования производства, потребления, обращения, экспорта и импорта ОРВ, а также организации этих видов деятельности на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации было принято более двадцати нормативных правовых документов (постановления и распоряжения).

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 1992 г. № 378 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой»

Принято решение о разработке государственной программы по производству озонобезопасных хладонов и оценке объема финансирования, требуемого для проведения соответствующих научно-исследовательских разработок.

Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 30 августа 1993 г. № 875 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по охране озонового слоя при Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и персонального состава этой Комиссии»

Утверждены Положение о Межведомственной комиссии по охране озонового слоя при Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и персональный состав этой Комиссии.

Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. № 496 «О плане действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994–1995 годы»

Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации поручено с участием других министерств и ведомств разработать и представить в Правительство Российской Федерации в августе 1994 г. федеральную целевую программу «Производство озонобезопасных хладонов» (из-за отсутствия источников финансирования разработанная программа перевода российской промышленности на использование озонобезопасных веществ и технологий не была принята).

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 г. № 526 «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой»

Одобрены Первоочередные меры по выполнению международных обязательств Российской Федерации в области охраны озонового слоя на 1995–1996 гг. Одновременно запрещены импорт и экспорт озоноразрушающих веществ и продукции на основе озоноразрушающих веществ из стран и в страны, не являющиеся Сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой. С 1 января 1996 г. было введено обязательное лицензирование импорта и экспорта озоноразрушающих веществ и продукции на основе озоноразрушающих веществ в страны, являющиеся Сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. № 563 «О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции»

Утверждено Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.

Установлено, что ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции осуществляются по лицензиям, выдаваемым Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 1996 г. № 1130 «О подписании соглашений между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития»

Принято предложение Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, согласованное с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации, о подписании Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о безвозмездном гранте для финансирования Проекта поэтапного сокращения потребления озоноразрушающих веществ в размере 60 млн долларов США.

Контроль за целевым использованием средств безвозмездного гранта, выделенного для финансирования Проекта поэтапного сокращения потребления озоноразрушающих веществ был возложен на Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды.

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1997 г. № 612 «О Межведомственной комиссии по охране озонового слоя»

Межведомственная комиссия по охране озонового слоя при Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, созданная постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.1992 № 378 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой», переименована в Межведомственную комиссию по охране озонового слоя.

Председателем Межведомственной комиссии по охране озонового слоя назначен председатель Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды Данилов-Данильян В.И.

Утверждены Положение о Межведомственной комиссии по охране озонового слоя и ее состав.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 280 «О Межведомственной комиссии по охране озонового слоя»

Утвержден состав Межведомственной комиссии по охране озонового слоя.

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 1999 г. № 490 «Об усилении мер государственного регулирования производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2000 г. № 1000)

Установлено, что начиная с 1 августа 1999 г. производство озоноразрушающих веществ будет осуществляться в соответствии с квотами, утвержденными Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды совместно с Министерством экономики Российской Федерации, и на основании расчетных уровней, сроков и других требований Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.

При этом производство озоноразрушающих веществ с 20 декабря 2000 г. осуществляется только в тех случаях, когда эти вещества используются исключительно как сырье для производства других химических веществ, и в особых случаях, предусмотренных Монреальским протоколом.

Запрещено создание на территории Российской Федерации новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ после 1 июля 2000 г.

Государственному комитету Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 2-месячный срок разработать с учетом действующих нормативных правовых актов в этой области комплекс неотложных мер по поэтапному сокращению производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации в 1999–2000 годах, предусмотрев в том числе организацию системы сбора, хранения, регенерации и утилизации озоноразрушающих веществ, производство и потребление которых регулируется в соответствии с Монреальским протоколом, а также создание их резервных запасов для обеспечения находящегося в эксплуатации оборудования.

Государственному комитету Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для обеспечения финансирования мероприятий, предусмотренных в пункте 3 настоящего Постановления, в 2-месячный срок разработать и утвердить порядок использования средств Глобального экологического фонда и других средств, направляемых на реализацию указанных мероприятий, и в первую очередь на ликвидацию и перепрофилирование мощностей по выпуску озоноразрушающих веществ, а также обеспечить контроль за целевым использованием этих средств.

Государственному комитету Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством науки и технологий Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 2-месячный срок разработать и утвердить порядок установления и распределения квот на производство озоноразрушающих веществ на территории Российской Федерации.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 1999 г. № 1980-р

Принято к сведению, что Госкомэкологией России в целях обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации об охране озонового слоя разработан Перечень неотложных мероприятий по поэтапному сокращению производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации в 1999–2000 г., согласованный с Минэкономики России, Минфином России, Миннауки России, Минторгом России, Минобороны России, Минюстом России и другими федеральными органами исполнительной власти.

Госкомэкология России и Минэкономики России определены в качестве ответственных за реализацию мероприятий Перечня, финансирование которых осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, и средств внебюджетных источников.

Рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и осуществить в 1999–2000 г. комплекс мероприятий, направленных на исключение из производства и потребления озоноразрушающих веществ и переход организаций независимо от их организационно-правовой формы на озонобезопасные технологии.

Постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1999 г. № 1368 «Об усилении мер государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции»

Определено, что с 1 марта 2000 г. ввоз в Российскую Федерация и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ, указанных в списках А и В Приложения № 1 к Положению о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. № 563, допускается только в случаях:

  • использования этих озоноразрушающих веществ исключительно в качестве сырья для производства других химических веществ;
  • в особых случаях их применения, предусмотренных Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой;
  • транзитных перевозок их через Российскую Федерацию из государств и в государства, являющиеся Сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. № 27 «Об изменении состава Межведомственной комиссии по охране озонового слоя»

В состав Межведомственной комиссии по охране озонового слоя были внесены изменения.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. № 728 «О Соглашении между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о гранте для финансирования проекта «Специальная инициатива по прекращению производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации»

Согласовано подписание Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о гранте для финансирования проекта «Специальная инициатива по прекращению производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. № 866 «Об утверждении состава Межведомственной комиссии по охране озонового слоя»

Утвержден состав Межведомственной комиссии по охране озонового слоя.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2000 г. № 1000 «Об уточнении срока мер государственного регулирования производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации»

Перенесен определенный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 1999 г. № 290 срок на 20 декабря 2000 г., с которого производство озоноразрушающих веществ, указанных в списках А и В Приложения № 1 к Положению о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. № 563, в Российской Федерации разрешено только для их использования в качестве сырья в производстве иной химической продукции или для специальных случаев, предусмотренных Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. № 539 «О принятии Российской Федерацией поправок к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой»

Российская Федерация приняла поправки к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, принятые на IV (Копенгаген, 1992 г.), IX (Монреаль, 1997 г.) и XI (Пекин, 1999 г.) совещаниях Сторон Монреальского протокола.

Запрещен ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, предусмотренные в группах I и III списка C Перечня, указанного в Приложении № 1 к Положению о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. № 563, из государств и в государства, которые не являются Сторонами Монреальского протокола.

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 678 «О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции»

Установлено, что ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ, указанных в списках С (за исключением группы I) и Е Приложения № 1 к Положению о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. № 563, осуществляется только в случаях:

  • использования указанных веществ исключительно в качестве сырья для производства других химических веществ;
  • в особых случаях применения указанных веществ и исключений, предусмотренных Монреальским протоколом;
  • транзитных перевозок указанных веществ через Российскую Федерацию из государств и в государства, являющиеся Сторонами Монреальского протокола.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 г. № 820 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400»

Озоноразрушающие вещества должны уничтожаться в соответствии с технологиями уничтожения озоноразрушающих веществ, одобренными Решением XV/9 Сторон Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, которые проверяет на соответствие коэффициентам на уничтожение и удаление Целевая группа по технологиям уничтожения. Тем же Решением определено, что установки по уничтожению должны эксплуатироваться в соответствии с процедурами Кодекса рационального хозяйствования.

Полномочиями по выдаче заключений о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения наделен Росприроднадзор.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2010 г. № 918 «О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ на территорию Российской Федерации и порядке его распределения и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

В соответствии со Статьей 8 Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 г. и в целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя от 22 марта 1985 г. и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 г.

С 1 по 31 декабря 2010 г. установлено количественное ограничение на ввоз на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ, указанных в Списке C раздела 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, и Положения о применении ограничений, утвержденных Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», по перечню согласно приложению.

Установлен порядок распределения объема озоноразрушающих веществ между участниками внешнеторговой деятельности, оформления и выдачи участникам внешнеторговой деятельности разрешительных документов о возможности ввоза до 31 декабря 2010 г. озоноразрушающих веществ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 2011 г. № 564 «О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ на территорию Российской Федерации и порядке его распределения»

С 1 августа по 31 декабря 2011 г. установлено количественное ограничение (квота) на ввоз на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ, указанных в группе I списка C раздела 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, и положений о применении ограничений, утвержденных Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», согласно приложению, а также даны соответствующие поручения Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и Министерству промышленности и торговли Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2012 г. № 687 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается прибытие на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ»

Установлено, что прибытие на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ, указанных в разделах 1.1 и 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», допускается в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации по перечню согласно приложению.

Приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 6 июля 2012 г. № 687

Перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается прибытие на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ:

I. Автомобильные пункты пропуска
Российско-латвийский участок государственной границы
1. Убылинка
II. Железнодорожные пункты пропуска
Российско-эстонский участок государственной границы
2. Ивангород
Российско-латвийский участок государственной границы
3. Себеж
III. Морские пункты пропуска
4. Большой порт Санкт-Петербург
5. Владивосток
6. Восточный
7. Калининград
8. Новороссийск

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

В целях реализации статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, в который были включены ОРВ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2013 г. № 408 «О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию»

В соответствии со статьей 8 Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 г. и в целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя от 22 марта 1985 г. и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 г. Правительство Российской Федерации установило с 1 июля по 31 декабря 2013 г. количественное ограничение (квоту) на ввоз в Российскую Федерацию ОРВ, указанных в группе I списка C раздела 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования».

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2014 г. № 1229)

  1. Утверждены перечни веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, и изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
  2. Установлено, что:

    1. а) потребление ОРВ в Российской Федерации за исключением ОРВ, указанных в группе I списка С прилагаемого перечня, осуществляется в объемах, определенных международными договорами Российской Федерации;
    2. б) допустимый объем потребления ОРВ в Российской Федерации, указанных в группе I списка С прилагаемого перечня, не должен превышать в 2014 г. 999,2 т ОРС, в 2015–2019 гг. 399,69 т ОРС ежегодно, в 2020–2029 гг. 19,98 т ОРС ежегодно;
    3. в) с 2030 г. потребление ОРВ, указанных в группе I списка С прилагаемого перечня, осуществляется в объемах, определенных международными договорами Российской Федерации;
    4. г) с 1 января 2015 г. расчет количества конкретных ОРВ в допустимом объеме потребления ОРВ в Российской Федерации, установленном в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта, осуществляется ежегодно Минприроды России с учетом количества производимых в Российской Федерации и ввозимых в Российскую Федерацию ОРВ;
    5. д) с 1 января 2015 г. допустимый объем производства ОРВ в Российской Федерации устанавливается ежегодно с учетом допустимого объема их потребления в Российской Федерации;
    6. е) производство ОРВ, указанных в группах I и III списка С и в списке Е прилагаемого перечня, осуществляется в случае их использования исключительно как сырья для производства других химических веществ, а также в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, в допустимом объеме производства ОРВ в Российской Федерации;
    7. ж) ввоз в Российскую Федерацию ОРВ осуществляется с учетом устанавливаемых допустимых объемов их производства и потребления в Российской Федерации и количественных ограничений, ежегодно устанавливаемых в соответствии с законодательством Таможенного союза, за исключением случаев, когда эти вещества ввезены в Российскую Федерацию для обеспечения основных видов применения ОРВ, определенных в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
    8. з) с 1 июля 2014 г. запрещается проектирование объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство ОРВ и содержащей их продукции;
    9. и) с 1 января 2015 г. запрещается строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство ОРВ и содержащей их продукции;
    10. к) с 1 января 2015 г. обращение ОРВ допускается только в таре многократного использования, за исключением обращения ОРВ в таре объемом менее 3 л. для лабораторных и аналитических видов использования, определенным международными договорами Российской Федерации.
  3. Установлено, что Минприроды России осуществляет:

    1. а) ежегодный расчет допустимого объема производства ОРВ в Российской Федерации;
    2. б) ежегодный расчет количества конкретных ОРВ в допустимом объеме потребления ОРВ в Российской Федерации;
    3. в) государственный учет обращения ОРВ.
  4. Минприроды России поручено:

    1. а) разработать и утвердить в 6-месячный срок (т.е. до 24 октября 2014 г.) по согласованию с Минпромторгом России, Минэкономразвития России и ФАС России порядок ежегодного расчета допустимого объема производства ОРВ в Российской Федерации и ежегодного расчета количества конкретных ОРВ в допустимом объеме потребления ОРВ в Российской Федерации;
    2. б) вносить ежегодно, начиная с 2014 г., не позднее 1 ноября, в Правительство Российской Федерации в установленном порядке согласованный с федеральными органами исполнительной власти, указанными в пп. «а» п. 4, проект акта, устанавливающего количество конкретных ОРВ в допустимом объеме потребления ОРВ в Российской Федерации на следующий календарный год, рассчитанном в соответствии с подпунктом «г» п. 2 постановления, и допустимый объем производства ОРВ в Российской Федерации на следующий календарный год.
  5. ФТС России поручено представлять ежеквартально, до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минприроды России данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации в части, касающейся ввезенного в Российскую Федерацию и вывезенного из Российской Федерации количества ОРВ.
  6. В целях государственного учета обращения ОРВ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, использование, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию (рециркулирование) и уничтожение ОРВ на территории Российской Федерации:

    1. а) ведут учет произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных ОРВ;
    2. б) представляют ежегодно, начиная с 2015 г., не позднее 1 апреля, в Минприроды России отчетность за прошедший год о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных ОРВ по форме согласно приложению № 1;
    3. в) обеспечивают своевременность представления отчетности о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных ОРВ и достоверность сведений, указанных в отчетности.
  7. Федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, потребляющие ОРВ, обеспечить до 1 января 2015 г. создание резервных запасов ОРВ для бесперебойного функционирования находящегося у них в эксплуатации оборудования.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 355 «О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию»

В соответствии со ст. 8 Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 г. и в целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя от 22 марта 1985 г. и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 г.:

  1. С 1 июля по 31 декабря 2014 г. установлено количественное ограничение (квота) на ввоз в Российскую Федерацию ОРВ, указанных в группе I списка C раздела 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования», согласно приложению.
  2. Установлено, что распределение объемов ОРВ осуществляется между участниками внешнеторговой деятельности, подавшими в установленном порядке до 1 июня 2014 г. в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования заявления о ввозе ОРВ (далее – заявители), пропорционально объемам ОРВ, ввезенных этими заявителями в 2008 – 2013 гг.
  3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации предписано:

    • по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой до 15 июня 2014 г. утвердить порядок распределения допустимых для ввоза в Российскую Федерацию в 2014 году объемов ОРВ между заявителями;
    • осуществить распределение допустимых для ввоза в Российскую Федерацию в 2014 г. объемов озоноразрушающих веществ между заявителями и до 1 июля 2014 г. представить соответствующую информацию в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
  4. Федеральной службе по надзору в сфере природопользования предписано:

    • представить до 10 июня 2014 г. в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации информацию о заявителях;
    • выдать заявителям разрешительные документы на ввоз до 31 декабря 2014 г. в Российскую Федерацию ОРВ в объемах, распределенных Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в течение 10 рабочих дней со дня получения информации, предусмотренной третьим абзацем п. 3 постановления.
  5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации предписано:

    • выдать заявителям лицензии на ввоз до 31 декабря 2014 г. в Российскую Федерацию ОРВ на основании выданных в соответствии с третьим абзацем п. 4 постановления разрешительных документов в течение 15 рабочих дней со дня представления в установленном порядке документов о предоставлении таких лицензий;
    • подготовить и направить в Министерство экономического развития Российской Федерации предложение о введении временного количественного ограничения (квоты) на ввоз ОРВ другими государствами – членами Таможенного союза и Единого экономического пространства.
  6. Министерству экономического развития Российской Федерации уведомить в установленном порядке Евразийскую экономическую комиссию о введении временного количественного ограничения (квоты) на ввоз озоноразрушающих веществ в соответствии с настоящим постановлением и внести на ее рассмотрение предложение о применении соответствующих временных мер другими государствами – членами Таможенного союза и Единого экономического пространства, подготовленное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2014 г. № 1229 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 228»

Утверждены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой», которые вступили в силу 1 января 2015 г. В частности, в п. 6 этого документа исключены слова «транспортировка» и «транспортированных», а приложение № 1 «Форма отчетности о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию» изложено в новой редакции.

Утверждены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой», которые вступили в силу 1 января 2015 г. В частности, в п. 6 этого документа исключены слова «транспортировка» и «транспортированных», а приложение № 1 «Форма отчетности о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию» изложено в новой редакции.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» на 2015 г. были установлены:

  • количество конкретных ОРВ в допустимом объеме потребления ОРВ в Российской Федерации согласно приложению № 1 (ГХФУ-22 – 6588,73 мт, ГХФУ-122 – 11,14 мт, ГХФУ-141b – 332,07 мт, ГХФУ-225 – 0,008 мт);
  • допустимый объем производства ОРВ в Российской Федерации согласно приложению № 2 (ГХФУ-22 – 6588,73 мт, ХФУ-113 – 75 мт).

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 632 «О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию в 2015 году»

В соответствии с разделом X приложения № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и в целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя от 22 марта 1985 г. и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 г.:

  1. С 1 июля по 31 декабря 2014 г. установлено количественное ограничение (квота) на ввоз в Российскую Федерацию ОРВ, указанных в группе I списка C раздела 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования», согласно приложению.
  2. Установлено, что распределение объемов ОРВ осуществляется между участниками внешнеторговой деятельности, подавшими в установленном порядке до 30 июня 2015 г. в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования заявления о ввозе ОРВ (далее – заявители).
  3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации предписано осуществить распределение допустимых для ввоза в Российскую Федерацию в 2015 г. объемов ОРВ между заявителями и до 15 июля 2015 г. представить соответствующую информацию в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. В случае если при учете всех заявлений, указанных в пункте 2 настоящего постановления, количества конкретных озоноразрушающих веществ, предполагаемых к ввозу, превышают количественные ограничения, установленные настоящим постановлением, количества конкретных озоноразрушающих веществ, предполагаемых к ввозу, пропорционально уменьшаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по каждой заявке по каждому веществу до достижения установленных настоящим постановлением количественных ограничений.
  4. Федеральной службе по надзору в сфере природопользования предписано:

    • представить до 5 июля 2015 г. в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации информацию о заявителях;
    • выдать заявителям разрешительные документы на ввоз до 31 декабря 2015 г. в Российскую Федерацию ОРВ в объемах, распределенных Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в течение 10 рабочих дней со дня получения информации, предусмотренной первым абзацем п. 3 постановления.
  5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации предписано выдать заявителям лицензии на ввоз до 31 декабря 2015 г. в Российскую Федерацию ОРВ на основании выданных в соответствии с третьим абзацем п. 4 постановления разрешительных документов в течение 15 рабочих дней со дня представления заявителями в установленном порядке документов о предоставлении такой лицензии.
  6. Министерству экономического развития Российской Федерации предписано:

    • уведомить Евразийскую экономическую комиссию о введении временного количественного ограничения (квоты) на ввоз в Российскую Федерацию озоноразрушающих веществ;
    • внести на рассмотрение Евразийской экономической комиссии предложение о введении временного количественного ограничения 3 (квоты) на ввоз озоноразрушающих веществ на таможенной территории Евразийского экономического союза.

Уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере охраны озонового слоя атмосферы

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение, т.е. правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель (юридическое или физическое лицо), на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение.

В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются:

  • Административная ответственность – применение органами исполнительной власти мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативный правовой акт в этой сфере – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В рамках административной ответственности выделяют собственно административную, а так же финансовую, налоговую ответственность и другие.
  • Уголовная ответственность применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность, – Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ).

Также в юридической ответственности различают материальную ответственность, дисциплинарную ответственность и гражданско-правовую ответственность.

В целом, законодательством Российской Федерации предусмотрены различные наказания за совершение противоправных действий. Самым распространенным и наиболее часто применяемым видом наказания является штраф. Наказание в виде штрафа имеется в гражданском, уголовном и административном законодательстве. Штраф – это определенная денежная сумма, которая подлежит уплате, в случае признания физического или юридического лица виновным в совершении правонарушения.

С учетом наметившейся в Российской Федерации тенденции гуманизации и смягчения сложившейся системы наказаний за административные и уголовные правонарушения представляется целесообразным сделать штрафы основным видом наказания за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере охраны озонового слоя атмосферы.

Штраф назначается и оформляется в виде постановления уполномоченным сотрудником (инспектором) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования после выявления правонарушения (например, обнаружения одноразовых баллонов с ОРВ). Для оплаты штрафа законодательством устанавливаются определенные сроки. Как правило, такой срок равен одному месяцу с момента выявления правонарушения. В случае пропуска месячного срока, провинившемуся лицу будет необходимо оплатить штраф в двойном размере в течение месяца. В случае пропуска этого срока к нарушителю могут быть применены более строгие меры, например, арест сроком до 15 суток.

В случае требование об оплате штрафа предъявляется незаконно (в силу технической или иной ошибки). В таком случае любой гражданин имеет право обратиться с жалобой на незаконный штраф в государственный орган, назначивший этот штраф или в суд. Жалоба должна быть составлена в письменном виде и содержать данные о лице, подавшем жалобу, о самом штрафе и основаниях его обжалования. Таким образом, не выплачивать штраф можно только в том случае, если вы собираетесь обжаловать его.

Административная ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации в сфере охраны озонового слоя атмосферы

Административная ответственность – один из видов юридической ответственности, который определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Установление административной ответственности является правотворческой, точнее – законодательной деятельностью государства.

Административная ответственность в соответствии со ст. 1.1 КоАП может устанавливаться на двух уровнях: федеральном и региональном. Субъектом административной ответственности могут быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, и организация.

Административная ответственность за незаконное перемещение ОРВ КоАП РФ не предусмотрена, т. е. заинтересованным федеральным органам исполнительной власти еще предстоит подготовить соответствующие предложения для рассмотрения и внесения в КоАП РФ в установленном порядке.

В настоящее время за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере охраны озонового слоя атмосферы может использоваться применение компетентными органами государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. В целом административная ответственность за экологические правонарушения регулируется КоАП РФ и экологическим законодательством Российской Федерации. После вступления в силу Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2014 г. и принятия в установленном порядке Правительством Российской Федерации соответствующих подзаконных актов в части обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, к Венской конвенции об охране озонового слоя необходимо разработать меры административной ответственности за нарушение российского законодательства в сфере охраны озонового слоя атмосферы.

В частности, в статью 8.2 КоАП РФ Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 226-ФЗ с 1 января 2014 г. уже внесены следующие изменения:

  1. Наименование после слова «потребления» дополняется словами «веществами, разрушающими озоновый слой»;
  2. Абзац первый после слова «потребления» дополняется словами «веществами, разрушающими озоновый слой».

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами:

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы ….

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Уголовная ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации в сфере охраны озонового слоя атмосферы

Уголовная ответственность – один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления.

Уголовная ответственность является формой негативной реакции общества на противоправное поведение и заключается в применении к лицу, совершившему преступление, физических, имущественных и моральных лишений, призванных предотвратить совершение новых преступлений.

Понятие «уголовная ответственность» является достаточно многогранным, в связи с чем законодательство Российской Федерации (впрочем, как и многих других государств) не дает однозначного его определения. Конечным итогом процесса реализации уголовной ответственности является применение к лицу определенных, имеющих негативный для него характер мер. К их числу относятся наказание, осуждение без назначения наказания (в этом случае имеет место публичное порицание действий лица), применение иных мер уголовно-правового воздействия, судимость.

В Российской Федерации уголовная ответственность введена только в отношении физических лиц. Для юридических лиц уголовной ответственности не предусмотрено. Если организация замешана в преступлении, то наказание несут ее руководители и (или) сотрудники, принимавшие участие в преступлении. Среди мер уголовной ответственности для юридических лиц, предложенных Следственным комитетом Российской Федерации, присутствуют: фиксированный штраф, штраф, кратный преступному доходу, аннуитетный штраф, отзыв лицензии, лишение льгот, принудительная ликвидация.

Уголовная ответственность за незаконное перемещение (контрабанду) озоноразрушающих веществ появилась в Российской Федерации в 2012 г. после утверждения перечня стратегически важных товаров и ресурсов постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации». Этим документом к стратегически важным товарам отнесены ОРВ и продукция, их содержащая, в соответствии со списками A и B раздела 1.1 и списками C, E и D раздела 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 19.

Статья 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей (введена Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ)

  1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
  2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:

    1. должностным лицом с использованием своего служебного положения;
    2. с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
  3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, – наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечания:

  1. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации.
  2. Крупным размером стратегически важных товаров, ресурсов и культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей.

Перспективы развития нормативного правового регулирования обращения ОРВ в Российской Федерации

При подготовке предложений по подготовке новых и корректировке действующих нормативных правовых документов в сфере охраны озонового слоя целесообразно предусмотреть возможность установления:

  • запрета на ведение любых операций с ОРВ для хозяйствующих субъектов, не зарегистрированных в электронной системе учета обращения ОРВ;
  • мер административного воздействия на хозяйствующих субъектов, нарушающих процедуры учета обращения ОРВ в Российской Федерации (проведение операций с ОРВ без отражения в электронной системе учета ОРВ и т.д.);
  • обязательной сертификации персонала, работающего с ОРВ, с внесением в электронную систему учета обращения ОРВ перечня сертифицированных специалистов, номера сертификата и наименования уполномоченной сертифицирующей организации, выдавшей данный документ;
  • обязательной сертификации хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство, монтаж и обслуживание холодильной и климатической техники;
  • системы многоуровневого контроля за соблюдением участниками рынка отчетности в рамках электронной системы учета обращения ОРВ в Российской Федерации.

Параллельно с принятием нового нормативного правового документа целесообразно осуществить комплекс мероприятий по информированию участников рынка о работе электронной системы учета обращения ОРВ в Российской Федерации.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 30.09.2013 № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов», предотвращения нелегального оборота ОРВ и утечек ОРВ в атмосферу, а также с учетом вероятного принятия Сторонами Монреальского протокола новой поправки к Монреальскому протоколу, касающейся регулирования на международном уровне производства и потребления гидрофторуглеродов (ГФУ) целесообразно инициировать введение требований в отношении ОРВ и ГФУ, аналогичных требованиям Регламента Европейской комиссии (ЕС) № 517/2014 Европейского парламента и Европейского совета от 16.04.2014 «О фторсодержащих парниковых газах и аннулировании Регламента Европейской комиссии (ЕС) № 842/2006», предусматривающего:

  • предотвращение выбросов ОРВ и ГФУ;
  • проверку оборудования на отсутствие утечек ОРВ и ГФУ (если их содержание в оборудовании превышает 3 кг);
  • создание систем обнаружения утечек ОРВ и ГФУ;
  • учет ОРВ и ГФУ операторами оборудования на бумажных и/или электронных носителях (если содержание ОРВ и ГФУ в оборудовании превышает 3 кг);
  • сокращение выбросов ОРВ и ГФУ, связанных с производством;
  • сбор ОРВ и ГФУ операторами стационарного оборудования и холодильных установок автомобилей-рефрижераторов и прицепов-рефрижераторов, в которых данные вещества содержатся не в форме пеноматериалов;
  • разработку схем ответственности производителей ОРВ и ГФУ и оборудования и материалов с использованием ОРВ и ГФУ;
  • обучение и сертификацию физических лиц, осуществляющих следующие виды работ:

    • – установка, техническое обслуживание, текущий ремонт, ремонтно-восстановительные работы или снятие с эксплуатации оборудования с использованием ОРВ и ГФУ;
    • – проверка герметичности холодильного и климатического оборудования с использованием ОРВ и ГФУ;
    • – сбор ОРВ и ГФУ.
  • размещение на рынке и использование ОРВ и ГФУ в соответствии с их ОРС и ПГП;
  • маркировку изделий и оборудования с информацией о содержании ОРВ и ГФУ;
  • контроль за использованием ОРВ и ГФУ;
  • учет оборудования, предварительно заправленного ОРВ и ГФУ;
  • сокращение количества ГФУ, размещаемых на рынке;
  • выделение квот на размещение ГФУ на рынке;
  • введение реестра на размещение ГФУ на рынке;
  • ведение отчетности о производстве, импорте, экспорте, использовании в качестве сырья и уничтожении ОРВ и ГФУ на рынке;
  • ввоз всех видов хладонов через уполномоченные пункты пропуска;
  • запрет одноразовой тары для транспортировки и хранения всех видов хладонов.